Выбор ранца для будущего первоклассника
В последние годы все более актуальной становится проблема нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Причины подобного развития ситуации связаны с уменьшением двигательной активности детей, ухудшением качества питания, дефицитом массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках.
Портфель или ранец? В структуре ортопедических отклонений детей преобладают нарушения осанки и деформации свода стопы. Кроме того, у детей шести-восьми лет в 40-50% случаев диагностируются расхождение прямых мышц живота и расширение пупочного кольца. Это свидетельствует о слабости мышц брюшного пресса и может привести к образованию грыж различной локализации.
Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни. Но наиболее важный период - возраст четыре-десять лет. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывают влияние следующие факторы:
- наличие хронических заболеваний;
- недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения;
- неправильное положение тела во время учебы;
- несоответствующая росту мебель;
- неудобная обувь и одежда.
В группу риска входят близорукие, быстро растущие дети, а также дошкольники, для которых характерны частые боли в животе.
Более 40% детей приходят в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот процент удваивается. Существенное влияние на формирование осанки детей оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Очевидно, что ежедневное ношение портфеля способствует формированию неправильной осанки. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями в дальнейшей жизни. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки. Таким образом, первокласснику рекомендуется иметь ранец или рюкзак (у ранца твердый корпус, у рюкзака мягкий).
Советы по выбору ранца (рюкзака)
При покупке ранца следует обращать внимание не только на его привлекательный вид (насколько он красив и ярок), но и на многие другие характеристики. Для изготовления ранцев или рюкзаков, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для ухода за ним. Не менее важно и такое качество, как морозоустойчивость, иначе в зимний период затвердевший ранец будет напоминать ледяную корку.
Ранец может быть изготовлен без подкладки или с подкладкой. Во втором случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Задняя стенка ранца, и особенно рюкзачка, должна быть уплотнена, чтобы хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему возможности искривляться.
Вес ранца для учащихся I-IV классов должен быть не более 500-700 г. Сегодня многие родители стараются приобрести для будущего первоклассника ранец с ортопедической вставкой, которая поддерживает спину и позвоночник школьника, защищая его владельца от перегрузок и напряжения. Следует заметить, что такие ранцы, как правило, весят не менее килограмма, а зачастую и больше.
Плечевые ремни должны регулироваться по длине. Чтобы они не врезались при носке, их ширина в верхней части должна быть не менее 3,5-4 см. Один из них должен иметь разъем, облегчающий одевание и снимание ранца. Во избежание порчи одежды и травм пряжки и другие приспособления для изменения длины крепятся на дне ранца или рюкзачка.
Лучше, если ранец или рюкзак будет иметь не одно отделение, а несколько. В них можно разместить и письменные принадлежности, и завтрак, и сменную обувь, и многое другое. Родителям желательно заранее обсудить с ребенком назначение каждого отделения, чтобы ему потом не пришлось долго «путешествовать» в поисках нужной вещи.
Год от года ранцы вместе с комплектом учебников и школьных принадлежностей становятся все тяжелее. Вес ранца с учебниками у учащихся начальной школы достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормативы. Ежедневное ношение тяжелых несоответствующих возрастным возможностям детей ранцев или портфелей приводит к серьезным нарушениям здоровья.
Родителям будущих первоклассников следует знать, что в соответствии Санитарными правилами и нормативами «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2002 №38, вес одного учебного издания для учащихся I-III (IV) классов не должен превышать 300 г. Ежедневный комплект учебников и письменных принадлежностей для учащихся I, II классов должен весить не более 1,5 кг.
Указанные нормы разработаны с учетом веса ежедневного комплекта учебников, включая письменные принадлежности, а также максимального радиуса пешеходной доступности общеобразовательных учреждений - 3 км.
Для того чтобы определить вес ранца с учебниками в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка, правомерно руководствоваться следующим правилом. Вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы тела его владельца.