Речь не передается по наследству, овладенье речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. От уровня культуры речи взрослых, педагогов, родителей, находящихся рядом с ребенком, зависит, насколько  правильной и грамотной будет его речь.

Культурой речи называют ее правильность, то есть соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики. Примером может служить речь дикторов.

Отсутствие культуры речи проявляется в том, что говорящий нарушает правила орфоэпии- говорит так, как пишет. Важно помнить, что безударные гласные в произношении ослабевают: {о} переходит в {а}:вада, акно; {е}, {и} в безударном положении произносятся как  короткий звук между {е}-{и}: веисна, а не весна, леигушка, а не лягушка.

Звонкий согласный в конце слова и  перед глухим в середине слова произносится как парный глухой: зуп, леф, снек. Глухие согласные перед звонкими, наоборот, переходят в звонкие: оддать, згореть, здать. Звуки {ш},{ж},{ц} всегда произносятся твердо: шыло, цыфра, жыть. {Ч}-{щ} мягко: щюка,чяйка. Сочетание сч, зч, произносится как {щ}: щастья, ращеска. Тч, дч равняется {ч}: оччет,развеччик. Тц, дц: к оццу,дваццать.

Культура речи- это  умение правильно строить словосочетания: оплачиваю проезд, плачу за проезд, а не оплачиваю за проезд; описываю впечатления, а не описываю о впечатлениях.

Признаком культуры речи является так же умение связно, в доступной форме донести до слушателей то или иное содержание.

Предложения могут быть сложноподчиненными, но не   нагроможденными. Ведь речь воспринимается лучше, если она состоит из коротких фраз.

Культура речи -это и умение правильно ставить ударение: нОжницами, а не ножницАми; свЁкла ,а не свеклА; звонЯт, а не звОнят; досУг, а не дОсуг; тОрты, а не тортЫ; зОнты, а не зонтЫ; срЕдства, а не средствА; по средАм, а не по срЕдам; договОр, а не дОговор; мЕсяцы, а не месяцА,красИвее,а не красивЕе ; гОды ,а не годА, квартАл, а не квАртал; положИть, а не полОжить.

Еще один из признаков культуры речи – грамматически правильное употребление слов: теижело, а не тижало; их, а не ихний; класть, а не ложить; стихотворение, а не стишок.

Одно из проявлений культуры речи является и  умение применять в разговоре средства художественной выразительности. Ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым  в данный момент содержанием. Важно умело пользоваться интонациями, уметь правильно ставить логическое ударение, т.е. выделять главное по смыслу слово или словосочетание.

Богатый словарный запас, умение употреблять эпитеты, синонимы, антонимы, тоже является признаком культуры речи.

Для того, чтобы речь звучала четко, нужно уметь хорошо и свободно открывать рот. Когда рот открывается не достаточно полно, звуки произносятся, как бы сквозь зубы. Поэтому нужно стремиться совершенствовать речевой аппарат, выполнять артикуляционную гимнастику, массаж губ, щёк, челюстей.

Таким образом, и воспитателям, и родителям необходимо развивать в себе умелое владение теми речевыми навыками, которые помогут им в общении с детьми.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 11 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода в Томске

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.