Родители дошкольников, имеющих проблемы в развитии речи, часто обращаются к учителям-логопедам за советом, как помочь ребенку научиться правильно произносить звуки, как работать над развитием фонематического слуха, формированием мелкой и общей моторики.

И логопеды, конечно же, рекомендуют играть с детьми. Ведь любая игра – это всегда занимательно и весело. В результате возникшего интереса к играм, поставленные учителем-логопедом звуки быстрее закрепляются, речь становится грамматически правильной, а ребенок-логопат чувствует себя увереннее среди других детей.

Вот эти игры, простые и незамысловатые:

Игра "Да" и "нет" не говорить, "черное" и "белое" не называть" демонстрирует умение подчиняться, действовать по правилам и контролировать свои действия. Поиграйте в нее. Задавайте простые вопросы: "Ты любишь шоколад?", "Какого цвета мороженое?". Он должен отвечать, не говоря слов "да" и "нет", не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

Уровень развития речи - это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа - наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

Если надо определить уровень развития фонематического слуха, поиграйте в игру "Назови лишнее слово". Вы выбираете какое-то слово, например, "гора", и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка - услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет "лишние" слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой "Раздели слово". Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: "корова", "кадушка", "лепешка", "караван".

Умеет ли выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное? Попросите закончить предложения: "Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...", "Прошел дождь, поэтому...".

В игре "Четвертый лишний" предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра "Аналогии" поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых - пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: "день -ночь, лето -... (зима)"; "часы - время, градусник - ... (температура)", "глаз -зрение, ухо - ... (слух)". Если ребенок допустил не больше 1-2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Так вы поймете, насколько у будущего первоклассника развита мелкая моторика, без которой невозможно научить его письму.

Если у ребенка в 6-6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу - он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов - тоже.

ИГРА «ИЩЕМ БУКВЫ»

Можно играть одному, а можно пригласить друзей. Для выполнения задания возьмите небольшой печатный текст (старую ненужную книгу, газетную вырезку или журнал). В течение пяти минут (обязательно засеките время) нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно взять любую другую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

Оцените результат самостоятельно. Если у Вас допущено 4 и меньше пропусков - можете считать, что Вы - молодец (но продолжайте работать над собой). Больше 4 пропусков - нужно чаще заниматься. Главное - не огорчайтесь! Если Вы действительно хотите добиться успехов в этом упражнении, то повторяйте его хотя бы 5 раз в неделю по 5 минут.

Когда Вы поймете, что задание выполняется безукоризненно, усложните правила. Попробуйте отыскивать одновременно две буквы, одну из которых зачеркивайте, а другую - подчеркивайте (можете придумать сами).

Если Вы играете в эту игру не один, то можно ввести друг для друга веселые "штрафы". Например, промяукать (прокукарекать, проскакать на одной ноге и т.д.) столько раз, сколько букв Вы пропустили.

Игры родителей с детьми способствуют не только закреплению знаний и умений, полученных в детском саду, но и эмоционально сближают их. А это очень важно и для детей, и для родителей.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 392 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода в Томске

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.