В рамках недели формирования основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения во всех группах с 23 по 29 апреля прошли физкультурные развлечения «Юные спасатели». Все мероприятия, проводимые в нашем детском саду, в комплексе представляют единую стройную систему, направленную на формирование у ребенка правил и норм безопасности жизни и здоровья.
Одним из актуальных вопросов в настоящее время выступает проблема безопасности. Она продиктована социально-экономической и криминальной обстановкой в стране. Вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека - возможности уберечься в разных жизненных ситуациях. Поэтому важно сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни и безопасного поведения в возможных чрезвычайных ситуациях на дороге, воде, при пожаре, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, применяя практические умения и навыки поведения в играх, в быту, выполняя нужные действия. Игры способствуют формированию представлений об источниках опасности, мерах предосторожности и способах действия в опасных ситуациях.
Предложенные детям игры, загадки, ребусы, эстафеты не только доступны, но интересны для них и разнообразны по содержанию. Дошкольники с удовольствием рассказывали о спасателях, называли качества характера, которыми должны обладать эти люди: силой, смелостью, отвагой, ловкостью, быстротой, находчивостью. Отметили, что работа спасателя очень мужественная, ответственная и тяжёлая. В этой профессии работают дисциплинированные, выносливые, умеющие работать в команде люди, а слабого и трусливого, ленивого и рассеянного в спасатели не возьмут. Дети описали, что такое пожар, землетрясение, наводнение, террористический акт и назвали правила поведения в опасной ситуации.
Чтобы проверить, как дети усвоили материал, были смоделированы опасные ситуации, проведены игры, викторины, эстафеты знатоков пожарной безопасности, на которой они с легкостью отвечали на вопросы, отгадывали загадки и выполняли предложенные задания. После разминки дети изъявили желание создать «спасательный отряд» из смелых и находчивых ребят и помочь пострадавшим в опасных ситуациях.
Самые маленькие наши воспитанники были тоже активными и рассказывали, почему спички детям - не игрушка, и к каким последствиям могут привести те или иные поступки. Спасали животных из «загоревшегося» зоопарка в игровой ситуации «Спаси животных». Быстро пролезали в «окно» - дугу, брали одно животное из очага возгорания и бегом возвращались назад. Тушили водой «кошкин дом».
Дети старших групп в эстафете «Чья бригада быстрее размотает пожарный рукав» после команды «Внимание!» и звуков сирены, «пожарные бригады» выезжали на вызов. По сигналу тревоги каждая команда должна была быстро встать в колонну. Первый ребёнок выставляет одну руку вперёд, вторую пропускает между своими ногами и берёт руку сзади стоящего ребёнка - разрывать цепочку нельзя. Побеждает дружная и ловкая команда.
Старшие воспитанники отметили, что огонь приносит много пользы человеку, но если люди неосторожны в обращении с огнём, то он может принести и вред. И тогда горят леса, погибают животные, могут загореться дома, и пострадать люди. Рассказали о первичных действиях при обнаружении пожара и как правильно сообщать о пожаре по телефону.
В эстафете «Кто быстрее сообщит о пожаре» каждый участник добегает до телефона, набирает 01 и называет своё имя, фамилию и адрес проживания, где вспыхнул пожар. В эстафете «Быстро потуши пожар» по сигналу тревоги первый игрок берёт ведро, черпает воды из колодца, бежит до «огня», «тушит» его и передаёт ведро следующему ребёнку.
Дети с удовольствие играли в «Огонь – вода». Одни были «вода»- у них были синие ленточки, другие «огонь» - красные ленточки.
Все дети говорят слова:
Раздувайся, огонь.
Пламя выше, пламя круче –
Достаёт до самой тучи.
Но появится вода,
И огню тогда беда!
1,2,3, вода, огонь туши!
После этих слов игроки с синими ленточками бегут за детьми с красными ленточками, стараются потушить «огонь» - собрать красные ленточки.
В конце мероприятия детям вручили эмблемы «юный спасатель» за проявленную храбрость, ловкость, смелость и знания.
В заключение хочется подчеркнуть, что задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка. Дети в любой момент могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому мы должны стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Только при этих условиях взрослый может быть относительно спокоен за поведение ребенка в окружающей среде, и надеяться, что в случае возникшей угрозы дошкольник не растеряется и применит все свои знания и умения для того, чтобы позаботиться о своей безопасности и окружающих его людей.
Инструктор по физической культуре Юркина В.Ф.