Лечение и профилактика плоскостопия
Наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением её рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге, прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль, боль в голени, стопе. Так же нарушается осанка, и могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.
Стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике данного заболевания уже с раннего возраста, т.к. лечить плоскостопие труднее, чем предупредить.
Обувь ребенка должна соответствовать форме, размеру стопы, иметь гибкую подошву и небольшой каблук с фиксированным задником. Слишком мягкая подошва (в чешках) способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Отсутствие данных рекомендаций может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации пальцев.
Профилактике и лечению начальных форм плоскостопия способствует закаливание стоп. Ходьба босиком по неровной почве, хождение по солевым дорожкам. Любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался и ждал.
При начинающемся плоскостопии хороший эффект дают лечебная гимнастика и массаж.
Усиливая кровообращение, эти методы повышают силу и эластичность мышц, способствуют укреплению связок, поддерживающих свод стопы в правильном физиологическом положении, снимают усталость и боль в нижних конечностях.
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия
- Ходьба на носках с различным положением рук (на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой) на расстояние 20—25 м. Повторить 2—3 раза в медленном темпе.
- Ходьба босиком на носках по песку или мелкой гальке на расстояние 20—25 м. Повторить 1—2 раза в медленном темпе.
- Ходьба на наружном и внутреннем краях стоп на расстояние 10—15 м.
- Ходьба по растянутому на полу канату. Повторить 2—3 раза в медленном темпе.
- Ходьба по гимнастической палке, положенной на полу. Повторить 2—3 раза в медленном темпе.
- Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног. Повторить 1—2 раза в медленном темпе.
- Перекаты с пяток на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате). Повторить в течение 15—20 сек.
- Ходьба правым (левым) боком по гимнастической скамейке, обхватывая ее края сводами стоп. Повторить 1—2 раза в медленном темпе.
- Прыжки на носках со скакалкой (пятки касаются друг друга). Два подхода по 10—15 прыжков с интервалом 2—3 мин.
- Сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя на полу (стуле, скамейке).
- Собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки (веревки). Повторить 2—3 раза в медленном темпе.
Руководитель физ.воспитания Юркина В.Ф.