Мы спросили у детей нашей группы «Кем бы они хотели стать, когда вырастут?» Многие мечтают быть полицейскими и врачами. А одна девочка скромно ответила: «Принцессой». Хорошая профессия, главное - редкая. Но как быть, если принца ей не достанется? Желательно бы в запасе иметь еще какую-нибудь профессию. Ну, так, на всякий случай.
Проблема выбора профессии рано или поздно встает перед каждым. И выбор этот – один из самых важных в жизни.
Для того чтобы выбрать, нужно знать, из чего выбирать. Прекрасно, если ребенок будет знать о существовании самых разнообразных профессий. Нередко человек выбирает для себя профессию своих родителей или их ближайших друзей просто потому, что все детство проводит в замкнутом, ограниченном мире.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием профессий. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Дошкольный возраст – это этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через увиденное, через осмысление и переживание конкретных образов. Дети имеют возможность наблюдать не только за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, повара, дворника, но и многими другими, совершая экскурсии на место работы, приглашая сотрудников разных предприятий в группу, представляя презентации о профессиях, созданные родителями.
Осознать общественную значимость труда помогают также сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности.
Работа по ознакомлению детей с различными профессиями осуществляется с помощью разнообразных методов и форм педагогического образования. Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким оно нам сейчас не казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Были готовы трудиться сами, учились бы труду, овладевая необходимыми навыками.
В ходе знакомства детей с миром профессий, в нашем детском саду была организованна выставка творческих работ, созданных детьми совместно с родителями на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Выставка творческих работ детей и родителей в детском саду
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Советы родителям
Расширяйте знания о мире!
- Почаще рассказывайте ребенку о разных профессиях. Сводите его на день открытых дверей в институт – и желательно, не в один. Относиться к этому пока можно без особого трепета, ведь совершенно не обязательно, что именно с этим вузом ребенок свяжет потом свою жизнь. Ходите туда просто как в музей – посмотреть, пообщаться, проникнуться атмосферой.
- Попросите ваших друзей и знакомых рассказать ребенку о своих профессиях. Нередко это тоже бывает толчком для пробуждения интереса к той или иной специальности.
- Еще один неплохой вариант – разнообразные кружки и секции, где можно не просто в теории узнать о какой-то новой области, но и в живую в нее погрузиться.
Нередко родители даже не допускают мысли о том, что у их ребенка могут быть ярко выраженные способности, допустим, к журналистике или к биологии, на том простом основании, что «у нас в роду ни одного журналиста» не было. Однако яблочко порой откатывается от яблони довольно далеко. Не мешать ему и помочь выбрать нужное направление – наша главная задача.
Когда пора определяться
От 0 до 7 лет можно проводить общую диагностику – как развита память, внимание, восприятие (слуховое и зрительное), мышление, творческие способности. Психолог определит, какое полушарие у ребенка ведущее, ведь именно правое или левое полушарие определяет, в какой области наиболее ярко проявятся способности малыша.
От 7 до 11 лет дети начинают активно интересоваться различными профессиями, но о серьезной профессиональной ориентации говорить пока рано, можно лишь сделать предварительные наметки. Однако ярко выраженные интересы и способности можно развивать уже сейчас – талант в этом возрасте не заметить невозможно.
Подростки уже пытаются оценить себя, свои психологические и физиологические ресурсы, так что, начиная с 12 лет уже можно проводить тесты на профориентацию.
Обычно такие тесты включают в себя пять основных направлений:
- «человек - природа»
- «человек - техника»
- «человек - человек»
- «человек - знаковая система»
- «человек - художественный образ».
Обследование обязательно должно быть комплексным, и доверить его лучше специалисту – ведь тест нужно грамотно провести и потом адекватно интерпретировать его результаты. И усилия, затраченные сегодня, завтра окупятся сторицей.