Некоторые родители пытаются учить детей играть в шахматы – сложнейшую из логических игр. У малышей, как правило, ничего не получается, и запал взрослых быстро проходит.
А начинать малышей обучать логическим играм стоит с простейших из них.
- «Спрятанный предмет». На стол выкладывается около десятка небольших предметов (шахматных фигур, монеток). Ребёнок отворачивается, вы тем временем забираете 1-2 предмета, а малыш должен их верно назвать. В эту игру вполне могут играть дети от 3 лет.
- «Последний предмет». На столе или доске раскладываются 8-12 предметов (шахматных фигур, монеток, фишек). Игроки берут предметы по очереди – по одному-два. Пропускать ход нельзя. Кто взял последний предмет, тот победил.
- «Палочки». На листе бумаги рисуют небольшое количество палочек, а потом по очереди их зачеркивают.
- «Сумасшедшие крестики-нолики». В этой игре каждый соперник может ставить любой из значков – крестик или нолик. А выигрывает тот, кто завершил ряд из трёх одинаковых значков (некоторые из них мог ставить соперник).
- Японская игра рендзю – родственник «крестиков-ноликов». В ее облегчённый вариант можно играть на шахматной доске. Кто первым завершит ряд из пяти белых ил чёрных фигур (по горизонтали, вертикали или диагонали), тот и победил. Ломанные линии не допускаются.
- С 4-5 лет можно начинать игры в шашки. Для начала – облегчённый вариант. У каждого игрока всего по 4 шашки – один ряд. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца одной фигурой.
- Не стоит учить малышей ходам сразу всех шахматных фигур. Для начала попробуйте игру «пешки». На доску поставьте по 8 белых и чёрных пешек. Кто первым дойдёт до конца поля, тот и победил. Затем попробуйте играть на уничтожение только ладьями, слонами и т.д. Можно комбинировать фигуры (например, пешки с королями или пешки со слонами). Только когда ребёнок в игровой форме научится ходам всех фигур, можно переходить к настоящим шахматам.