Наверное, нет ни ребёнка, ни взрослого, который бы не любил сказки. Но, как показывает опыт, в семье сказки не читаются, не обсуждаются. А сказка-это большой потенциал для творческой нетрадиционной работы с детьми. Нетрадиционной-это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
А какая глубина нравственного подтекста заложена в сказке. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Нетрадиционный подход как раз и даст и взрослому и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было бы наказано. Идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить на блага людей - должна стать творческим девизом для ребёнка.
Именно народные сказки несут чрезвычайные для нас идеи:
- Окружающий наш мир живой, в любой момент может с нами заговорить. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная с людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
- Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Это важно для формирования чувства принятия другого
- Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
- Самое ценное даётся через испытание («без труда не вытащишь и рыбку из пруда»), а то, что далось даром, может быстро уйти («как пришло, так и ушло») Важный момент при формировании терпения.
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:
- Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всех передадут жизненный опыт маленьким детям.
- Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формирует позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.
- Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для детей 6-7 лет. Благодаря этим сказкам на бессознательном уровне дети учатся жизненной мудрости, поступает информация о духовном развитии человека.
С детьми нашей группы мы переделывали знакомые сказки с новым концом. В сказке «Три медведя» - Маша нашла общий язык с медведями, и они подружились. Сказка «Репка» буквально заиграла новыми гранями, потому что вытащили не репку, а клад. Снесённое яичко курочкой Рябой, вовсе оказалось волшебным, и каталось по любой тарелочке, и исполняло все желания.
Детям очень нравится придумывать маленькие сказки от любого слова из другой сказки, например: «стрела» из сказки «Царевна- лягушка», получилась современная сказка-фентази, а стрела была главным действующим предметом. А уж сказки на новый лад, они особо любимы детьми! Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно их «ломать». Представьте себе, семеро козлят вдруг стали злыми, капризными, убежали в лес, а добрый волк помогает козе их найти. А добрая, любящая бабушку Красная Шапочка, вдруг стала злой, невоспитанной, и на беду встретился ей серый волк, такой милый, добрый, внимательный, мухи не обидит, не то, что бабушку съесть…. Как –же горели глаза у дошкольников, когда они придумывали новую сказку. У многих детей нашей группы хорошо развито творческое воображение, словарный запас, они умело используют в речи прилагательные, правильно используют предлоги. К сожалению не все активные сочинители сказок, есть и благодарные слушатели. Но хочется надеяться, что души и этих детей тронет сказка, ведь «что за прелесть эти сказки»! И им захочется самим заниматься сказкотворчеством.
Беляева Ольга Николаевна, воспитатель