Играем со сложными словами
По мере взросления ребенка его речь постоянно качественно и количественно изменяется: пополняется словарный запас, улучшается звукопроизношение, ребенок учится объединять слова в предложения, склонять, изменяя окончания, согласовывать слова между собой в роде и числе, пользоваться сложными предлогами и наречиями.
Постепенно дети начинают сами активно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок: стул- стульчик, желтый – желтенький, залез-слез-вылез, кот-котенок. Наибольшего развития функция словообразования достигает в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном. В этом возрасте многим детям сложно дается образование слов-профессий (хоккей – хоккеист, труба – трубач, стекло-стекольщик), прилагательных (груша – грушевый компот, дождь – дождливый день, волк – волчий хвост), глаголов (жадина – жадничать, победа – побеждать) и т.д. Тем не менее, очень важно учить дошкольников образованию новых слов, поскольку ошибки словообразования часто находят отражение на чтении и письме в младших классах.
В данной статье родителям предлагается практический материал по работе над образованием сложных слов, состоящих из двух корней (снегопад, кофеварка, пароход). В холодный зимний вечер стоял Мишутка у окна и смотрел на падающий снег. «Снегопад начался», – сказала мама Медведица. «Что такое снегопад»? – заинтересовался Мишутка. «Снегопад – это снег падает», – объяснила медвежонку мама. «Какое интересное слово, – подумал Мишутка. – Его можно разделить на две части».
Родители просят ребенка помочь Мишутке объяснить значение следующих слов, разложив каждое на две части (два слова):
ВОДОПАД – вода падает |
ПЫЛЕСОС – пыль сосёт |
САМОВАР – сам варит |
СКОРОВАРКА – скоро варит |
УТКОНОС – нос, как у утки |
ДРОВОСЕК – дрова сечёт |
КАМНЕПАД – камни падают |
ВОДОПРОВОД – воду проводит |
МЯСОРУБКА – мясо рубит |
СНЕГОХОД – по снегу ходит |
Если объяснение значений сложных слов не вызывает трудностей у ребенка, предложите более сложный вариант – самостоятельное образование одного слова из двух частей. Для упрощения задачи используйте приведенные ниже стихи:
Пилот зовёт людей в полёт –
Сам летает … (самолёт).
Замечательный прокат!
Сам катился … (самокат).
Песок сваливать сам стал,
Ведь зовусь я … (самосвал).
У Петра большой улов:
Рыбу ловит … (рыболов).
Машинам всем замедлить ход!
Пешком проходит … (пешеход).
Воздух свеж в трубе и чист.
Трубы чистит … (трубочист).
С кусочком сыра очень ловко
Мышей ловит … (мышеловка).
Пчела в улей мёд несёт.
Пчёл разводит … (пчеловод).
Топором огромный дуб
В лесу рубит … (лесоруб).
Увидеть осенью я рад
Паденье листьев – … (листопад).
Стало в кухне очень жарко:
С паром варит … (пароварка).
Очень быстро, а не долго
Кофе смелет … (кофемолка).
На носу свой носит рог
Зверь свирепый … (носорог).
Под ногами голый лёд.
В мороз опасен … (гололёд).
В земле делает подкоп
Рабочий в каске – … (землекоп).
Сориентироваться в образовании нужного сложного слова поможет не только рифма в стихах, но и заранее подобранные взрослым картинки с изображением загаданных предметов.
Если пропущенные слова в стихах успешно названы ребенком, пробуйте «сложить два слова в одно», по возможности используя картинки предметов – сложных слов и предлагая подряд слова с одной общей частью (лесоруб-лесовоз-водовоз-водопровод-газопровод-мусоропровод и т.д.), что облегчит установление аналогии образования нового слова ребенком.
Овощи режет – овощерезка, а хлеб режет – … (хлеборезка), а яйца режет – … (яйцерезка).
Кору ест – короед, а мясо ест – … (мясоед), а людей ест – … (людоед).
Сладкое ест – сладкоежка, а мало ест – … (малоежка).
Сад разводит – садовод, а овец разводит – … (овцевод).