«У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»
Каждый родитель сталкивается с тем, что примерно в возрасте 3 лет поведение ребенка меняется. Он капризничает, не слушается взрослых, хочет все делать сам. При этом не всегда может выполнять простейшие действия: одеваться, умываться, покушать, собрать игрушки.
7 признаков того, что ребенок переживает кризис 3 лет:
- Бунтует, пытается быть самостоятельным, учится все делать сам.
-Демонстрирует негативные реакции, которые направлены не на просьбу (требования, пожелания), а на конкретного взрослого ( например, на маму, воспитателя).
- Протестует против порядка, предметов, которые его окружают, не реагирует на просьбы и требования взрослых.
- Проявляет упрямство, настойчивость, своеволие.
- Стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно.
- Постоянно говорит « не хочу», часто действует наоборот: мама зовет, а ребенок убегает; просит быть аккуратным, а он специально разбрасывает вещи.
-Не ценит то, что было для него важным и интересным, бросает игрушки, вырывает страницы у книжек, грубит.
Как общаться с дошкольником, чтобы не навредить ему, правильно организовать процесс воспитания в семье и самим получить удовольствие от взаимодействия с ребенком?
Памятка для родителей
«Как вести себя с ребенком в кризисный период»
- Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.
- Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса: бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.
- Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.
- Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи), защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок - понюхать, дерево - потрогать, песок - поиграть, сделать горку.
Фербальные формулировки
Не нужно говорить |
Можно говорить |
Не ходи |
Пойдем, иди |
Не делай |
Давай сделаем |
Не смотри |
Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри |
- Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много.
Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание - это эксперимент по поиску оптимальных границ.
- Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.
- Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.
- Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:
■ категорически запрещено делать;
■ можно делать совместно с родителем;
■ можно делать самостоятельно.
- Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени. Плюсы такой таблицы:
■ станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;
■ с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни), и будут действовать слаженно с родителями;
■ такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;
■ ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».
- Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.
- Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.
- Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Для любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.
- После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование - этим вы спровоцируете новую истерику.
- Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.
- Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.